Форум » И это все о нем » Интервью «Каскадер в России - игрок в русскую рулетку» "Самарское обозрение" www.63media.ru » Ответить

Интервью «Каскадер в России - игрок в русскую рулетку» "Самарское обозрение" www.63media.ru

Admin: "Самарское обозрение" www.63media.ru «Каскадер в России - игрок в русскую рулетку» Фехтование, скачки на лошадях, бешеная езда на автомобилях - это его ремесло. Владимир Балон привнес когда-то в трюковое кино захватывающие дух эмоции. Ставя некоторые трюки, нередко он сам оказывался на волосок от смерти. Впрочем, до сих пор он полагает, что в России никогда не было и еще долго не будет каскадеров. По сей день у нас, как и раньше: бесшабашность, удаль и русский авось. - Ни в одном интервью не попалось рассказа о происхождении вашей фамилии. Чьих будете? - Это французская фамилия. Один из моих предков был художником. Рисовал пейзажи во Франции. Писалась тогда фамилия с двумя "л". Затем одно утратилось. - Вы несколько раз становились чемпионом Советского Союза. Из Франции эта страсть к фехтованию? - Черт ее знает. - Рассказывают, что из-за излишнего куража и бесшабашности вы едва не угодили на нары? - Ерунда какая. Просто я не ладил с некоторыми питерскими чиновниками. И они меня пытались вышвырнуть из города. Одна газетка опубликовала едкий фельетон. Но я тогда и сам собирался уехать в белокаменную. - Как вы оказались в кино? - Как раз в то время на "Мосфильме" запускалась "Гусарская баллада". Знакомый был там осветителем. Им нужен был человек, который умел фехтовать. Звоню режиссеру. "Можешь?" - спрашивает. - "Могу". - "Приезжай". Так я стал постановщиком различных трюков. Был дублером Юрия Яковлева. Сперва было тяжко. Все-таки спорт - это одно, кино - совсем другое. Я был фехтовальщиком, шпажистом, и это постоянно мешало. Ведь если поставить спортивное фехтование, то это будет неинтересно. Если театральное - тем более. Фальшь на экране всегда вылезает. Уж сколько было таких фильмов. Например, один только замахивается, второй уже ставит защиту. И тот как раз в эту защиту бьет. Все это чушь. Нужно, чтобы фехтование было захватывающим. - Что было после "Гусарской баллады"? - Позвонил Рязанов. Зазвал на съемки "Берегись автомобиля". Там мучений тоже хватало. Уже вовсю снимали, а я все думал: как поставить фехтование. Ехал как-то в трамвае и увидел в окно склочничающих ворон. Одна когда наступала - кричала во всю глотку. Затем наступала другая, попутно орудуя клювом. Осенило. И в фильме фехтование я построил в виде эдакого разговора. Один наступает - и задает вопросы. Затем - другой. - Режиссеры часто не соглашались с вами? - Да постоянно. Бюджет фильмов всегда никудышный. Режиссеры зачастую хотят снять все трюки в несколько дублей. Но ведь все эмоции создаются крупным планом. Дуэль начинается. Затем нужно показать, допустим, как рука сжимает шпагу. Глаза надо показать. Вот, например, как ставили фехтование в "Гардемаринах". Развести надо было так, чтоб гардемарины фехтовали сначала в кабаке. Затем пробивали дверь и фехтовали где-то на балюстраде. Потом вываливались уже в другую дверь того же кабака. Получался некий замкнутый круг. Если помните, были и крупные планы. Но из-за этого эпизода ругались мы с Дружининой до белого каления. У нее-то все было просто в сценарии. Сперва ты фехтуешь с этим. Поворачиваешься к этому и колешь рапирой его. Но пока с одним Жигунов фехтует, второй, получается, ждать должен. Но при этом никто не должен выпадать из кадра. Получался какой-то уже индийский фильм. - Как вышло, что помимо трюков в "Трех мушкетерах" вы умудрились сняться еще и в роли де Жюсака? - Но ведь у меня уже до этого были роли. Как-то попросили сыграть сперва в эпизоде. Потом небольшую роль дали. С мушкетерами вышло так. Я был среди них самым старым. Из-за этого они меня даже звали Паханом. По книге Дюма сторонников кардинала было пять или шесть. Я предложил Хилькевичу снять некий собирательный образ. Оставить только де Жюсака. Он согласился, но роль этого де Жюсака буквально всучил именно мне. Вообще я вечно играл в фильмах каких-нибудь белогвардейцев, идиотов. Ну а как с такой рожей сыграть, например, рьяного революционера? - О съемках "Мушкетеров" ходит уйма легенд... - Ходит. По большому счету это выдумки твоих коллег-журналистов. - Но ведь была еще и книга режиссера Хилькевича... - Хилькевич - м...к . Так и напиши. Из того, что он написал, большая часть - откровенное вранье. - Про то, как Боярский изображал Брежнева и раздавал всем ордена, - тоже? - Нет, это действительно было. Боярский ходил по гостиничному номеру, говорил голосом Брежнева и раздавал всем ордена и регалии. Жили мы тогда в гостинице для обкомовских работников. Все стены утыканы жучками. После этой шутки Хилькевича замучили кагэбэшники. Даже не знаю, как он отвертелся. - Критики упрекали фильм в нарушении исторической фактуры, в никудышности стихов Ряшенцева и никчемности киноязыка. Но "Мушкетеры" и по сей день захватывают. Почему? - По тем самым причинам, которые ты только что назвал. Еще Пушкин писал, что критик - дурак. У нас ведь главное, чтоб по правде было. Чтоб зритель не кричал: "Не верю! Таких шпаг у мушкетеров не было!" Но сколько снимали этих мушкетеров по правде, и ни один фильм не был так интересен. Выходит, что именно в нарушении прописных истин все дело. Уж в чем только не упрекали Бондарчука, когда он снимал "Войну и мир", хотя дотошнее его никто не работал. Где-то он нарушал исторические факты. Отступал от Толстого. Но ведь ничего интереснее и снять было нельзя. Помню, как он тщательно прорабатывал эпизоды. В фильме есть сцена, когда умирает Болконский. Перед смертью он смотрит в синее небо. Снимали осенью. Серые тучи сплошь покрывали небо. Бондарчук позвонил Гречко и спросил: "Какой у нас нынче самый быстрый самолет?" Тот ему ответил. Бондарчук растолковал свой замысел. Оператора с камерой посадили в самолет. И на бешеной скорости пробили эти тучи. - Несколько лет вы возглавляли "Мосфильм-автотрюк". Есть ли в фондах какие-то уникальные автомобили? - Есть "Магирус" 1914 года. Там еще вместо тормоза кол вставляется. Впрочем, есть и такие автомобили, которые чем-то овеяны. У которых есть судьба. Хотя вряд ли для трюкача имеет какое-то значение, что на том вон автомобиле ездил Сталин или Брежнев. Какая разница? - Зато это имеет значение для коллекционеров. - Это уж точно. Они на этом помешаны. Удивительно, но все, кого я знаю, получают эти автомобили задарма. У них есть целая философия. Как-то знакомый коллекционер заполучил от патриарха Алексия "ЗиЛ", на котором ездил еще Андропов. Уж как он уговорил его, ума не приложу. Бывало, коллекционеры захаживали и к нам. У нас мало что представляло для них интерес. Был случай, когда автомобиль, наоборот, "Мосфильму" просто отдали. Как-то явился старичок с чеховской бородкой и сказал: "Возьмите мою "Победу". А то смотрю фильмы - колеса уже не те. Дворники другие. Мне она совсем не нужна". Я буквально ошалел. Но обычно мы автомобили искали сами. - Искали только в окрестностях Москвы? - Нет. Как-то даже в Башкирию ездил. Услышал, что есть у одного старика "Москвич-кабриолет" (с откидывающимся верхом, как у кареты). Их выпустили когда-то всего ничего. Была осень. Ехали на лошадях по размытым дорогам. Кромешная темнота. Приехали. Старик завел нас в амбар и показал старенькую колымагу. Впридачу вручил еще целый сундук запчастей. "Мосфильм" ему за это отдал 24-ю "Волгу". Благодаря тому, что мыкались мы по разным медвежьим углам, сегодня можно в фильмах наполнить общий план автомобилями тех лет. Создать атмосферу. - Ремесло каскадера - вечный риск. Говорят, частенько вы оказывались на волосок от смерти. - Бывало. Как-то снимали эпизод. По сценарию я должен был расправиться с одним мушкетером. Затем - перелететь на веревке через пропасть, заколоть еще одного и обратным качем вернуться к своему коню. Шпага была из добротной стали. И вот когда уже летел обратно, как-то неудачно повернулся, и рапира вошла в бок. Один раз чуть не лишил глаза Жигунова. Есть в фехтовании прописные истины. Одна из них: никогда не отбивать шпагу вверх. Он это сделал. Моя шпага попала ему в глаз. Угоди рапира чуть ниже, он бы остался без глаза. А чуть глубже - может, его бы и не было. Вообще смертельных случаев на съемках было много. Просто о них не писали. Один из самых горьких для меня - это смерть Евгения Урбанского. Зачастую в наших автомобилях не остается ничего родного. И на этих съемках было так же. А так как двигатель был не от этого автомобиля, то и аккумулятор был от танка. Он лежал сзади. Авмобиль подбросило на одном из барханов, он взлетел и ткнулся в песок, а аккумулятор ударил Урбанского по голове. Печально это все. Все было рассчитано на русский авось. У нас никогда не было и до сих пор нет каскадеров-профессионалов. - Как это? - У нас есть эдакая рашен рулетка. Впрочем, сейчас мы еще у европейцев и американцев многое взяли. Но все равно русские трюкачи еще в XVIII веке. А уж как работают в Европе! Эти скрытые трамплины, веревки, различные укрепления. Перед каждым трюком они все рассчитывают на компьютере. Работал я как-то в Англии. Съемки. Подгоняют два новеньких "Лендровера" и готовят их к трюкам. Автомобили должны улететь в пропасть. Мы подходим к ним: "Ребята, да вы че? Зачем же их корежить? Мы вам щас сработаем такие муляжи, что сами не отличите". Но они не согласились. Странно было для нас видеть все их заморочки. У нас все гораздо топорнее. Зато когда вышли русские и показали, что умеют, они были ошарашены. (автор статьи—интервью — Владимир Липилин) Выражаю огромную благодарность Порталу "Самарское обозрение" и Хельге за поиск, поддержку и генерирование гениальных идей! "Самарское обозрение" http://www.63media.ru/ [more](кстати, приходилось как-то во время поездок в Самару покупать и читать - судьба )[/more]

Ответов - 0



полная версия страницы