Форум » За кадром » Индивидуальный «почерк» Мастера: наблюдения » Ответить

Индивидуальный «почерк» Мастера: наблюдения

Admin: Что, на ваш взгляд, отличает его манеру постановки трюков, фехтования - вот, например, на мой взгляд, учеников В. Я. Балона (лучших точно) видно по особой манере (кстати, на этих «чертах стиля» тоже хотелось бы остановиться - проанализировать их), используемые приёмы, также интересна и манера фехтования самого Мастера в кадре (что здесь от спорта и т.д.). Делимся мыслями)

Ответов - 5

Женни: По словам самого Владимира Балона, он не учился сценическому фехтованию ни у Коха, ни у Немировского, но всегда руководствовался принципами своего учителя Константина Трофимовича Булочко и старался поставить фехтовальные сцены так, чтобы в каждом движении каждого из противников чувствовалась рука этого мастера, чтобы персонажи получались по-настоящему красивые в поединке. И я считаю, что это Владимиру Яковлевичу удается вполне. *особенно когда один из противников - это он сам*

Admin: Предлагается обсудить такой момент. В комментариях на "Кино-театр" отмечали, что по сути он создал свою школу сценического (прибавим - точнее - кинофехтования?) фехтования. Согласны ли Вы с данным утверждением? Давайте проанализируем вместе, напишем наши наблюдения. Отмечу, что первый (и трехкратный) наш олимпийский чемпион по фехтованию Виктор Францевич Жданович в интервью Вашему покорному слуге сказал следующее: "Вот у него получилось в кинематографе. Ну, могу своё, так сказать, мнение на этот счёт высказать. Что раньше если и были какие-то сцены, связанные с фехтованием, то я отворачивался - мне было стыдно, я смотрел: «Неужели люди смотрят и верят во всё это дело?» С появлением Балона стало более содержательное сценическое фехтование. Ну, оно стало на что-то походить. Я понимаю, всё равно это сценическое фехтование, всё равно надо, чтобы всё видно было, красиво было. Ну, Балон как раз "красюк" был, плюс он совсем неплохо знал фехтование." Как обозначить в словах то новое, что привнес Владимир Яковлевич в фехтование в кино, на сцене?

Admin: Мне кажется, что прежде всего - его убеждение в том, что перед тем, как фехтовать на сцене, человек должен попробовать реальный бой (спортивный, в экипировке), это Владимир Яковлевич советовал и на заре становления в нашей стране арт-фехтования, когда был председателем комиссии по артистическому фехтованию при ФФР. В пользу этого говорит и метод подготовки, известный со слов М.С. Боярского - готовясь к съемкам в фильме «Д'Артаньян и три мушкетера», он занимался в спортивной секции, чтобы овладеть необходимой базой. Кроме того, в передаче о каскадерах в российском кино (Пятый канал) Владимир Яковлевич отметил, что было бы хорошо, если бы фехтование в театральных вузах преподавали те, кто сам фехтовал (т.е., как я понимаю, люди с хорошей базой, сами занимавшиеся спортивным фехтованием), и имел в виду, что база в фехтовании (спортивном, сценическом, артистическом...) все равно одна (спортивная). То есть он привнес в кино спортивное, боевое фехтование (как в обучении актеров, так и в постановке, "стиле" сцен). Вот такие, прошу прощения, за некоторую "корявость" - первые соображения. (За уточнения и исправления - заранее низкий поклон)


Admin: И еще - в бое де Брильи с Беловым на лестнице («Гардемарины, вперед!») - для примера - мне бросились в глаза следующие нюансы: - чувство дистанции у актеров - драматургия боя - то, о чем говорил сам Владимир Яковлевич - то есть это не просто гимнастические упражнения с оружием, а единая сцена (мало того, что снятая "куском", так еще и именно построенная по своим драматургическим законам) и это действительно кто бы сомневался) диалог - как было раньше и на спортивной дорожке. А вообще данное обсуждение нужно дополнить тем, с чем мы сравниваем - наши и зарубежные (классические) фильмы с фехтованием (наши до Балона), и вопрос - кто читал старую литературу по сценическому фехтованию (по сути, я так понимаю, у нас это только - И.Э. Кох)?

Женни: Admin пишет: В комментариях на "Кино-театр" отмечали, что по сути он создал свою школу сценического (прибавим - точнее - кинофехтования?) фехтования. Согласны ли Вы с данным утверждением? Я согласна))) И новаторство Владимира Яковлевича заключается в синтезе сценического и спортивного фехтования. Admin пишет: - чувство дистанции у актеров - драматургия боя К этим нюансам я бы добавила особую пластику, которая сочетает в себе красоту и изящество позы, свойственные сценическому фехтованию, и ловкость и свободу спортивного фехтования. В результате у актеров, прошедших его школу, более свободная стойка и более естественные движения, нет скованности, которая нередко проявляется на сцене. А происходит это вот почему. Естественно, как уже было сказано, во всех видах фехтования база одна - спортивная, но актёр на сцене не имеет такой свободы движения, как спортсмен, поскольку он ограничен в пространстве и должен постоянно контролировать свои движения, чтобы не налететь на декорации. Даже если он сам этого не осознаёт, он зажимается в фехтовании. Разумеется, на площадке, где места для манёвра больше, у него появляется большая свобода передвижения, но если постановщик этого не учтёт, а актёр не почувствует, не перестроится от сцены к площадке, он так и будет зажат, как на сцене, так мне кажется. Например, это чувствуется в «Благочестивой Марте», где фехтование ставил Кирилл Чернозёмов, ученик И.Э. Коха. В поединке дона Фелипе (Эммануил Виторган) и дона Антонио (Пётр Кадочников) есть своя драматургия, их схватка похожа на «диалог на железе», однако само по себе фехтование выглядит довольно академично, движения актёров кажутся скованными. И это говорит об отсутствии спортивного элемента в фехтовании в этой сцене.



полная версия страницы